Самое интересное в мире музеев с 1931 года.

«Жизни с грёзою игра»

Выставка «Жизни с грёзою игра», названная строкой из стихотворения Валерия Брюсова «Первый снег», расска­жет о графическом наследии художников Серебряного века. В фокусе — художественное объединение «Мир искусства», которое на рубеже XIX – XX ве­ков формировало альтернатив­ную повестку в художествен­ной жизни России, противосто­яло показам, организованным Академией художеств и художниками‑передвижниками. В экспозиции собраны графи­ческие работы мирискусников первого поколения — Алексан­дра Бенуа, Льва Бакста, Евге­ния Лансере, Мстислава Добу­жинского и других мастеров. Некоторые из работ созда­ны позже — в послереволюционный период — и демонстрируют дальнейший творче­ский путь классиков. Название выставки отражает мировоз­зренческие позиции масте­ров предреволюционной эпохи: многие из них не принима­ли обыденность и стремились противопоставить несовершенству реальной жизни веч­ные духовные ценности. В поисках гармонии художники «Мира искусства» сознательно погружались в культуру минув­ших эпох. Среди представлен­ных произведений — навеян­ные сказочно‑былинным эпо­сом работы Виктора Васнецова, святорусские образы Михаи­ла Нестерова, сцены из про­винциального быта, воплоща­ющие патриархальную утопию Бориса Кустодиева. Одной из жемчужин экспозиции явля­ется «Троица» Кузьмы Петрова‑Водкина — акварельный эскиз для утраченного ныне алтарного витража Троицкого собора в городе Сумы. Рекон­струкция русской старины проявилась также в театрально‑декорационной сфере. Сре­ди представленных на выстав­ке эскизов — «Путивль» для оперы «Князь Игорь» цените­ля древнерусского зодчества Николая Рериха, а также хоро­мы терема, «сочинённые» Сер­геем Малютиным. «Русский стиль» в сочетании с чертами модерна проявился в диптихе Евгения Фирсова для Международной выставки мелкой промышленности в Казани 1909 года. Гравюра, ранее воспринимавшаяся как вспомога­тельное ремесло, на рубеже ве­ков наконец обрела значение самостоятельного авторского искусства. В экспозиции пред­ставлены цветные ксилографии Анны Остроумовой‑Лебедевой с видами Петербурга и цветные литографии Владимира Соко­лова, изображающие уголки Сергиева Посада.



Отправить сообщение в редакцию