Самое интересное в мире музеев с 1931 года.

На телеге в XXI век

В 1918 – 1921 годах произведения авангардистов в большом коли­честве закупались государст­венной комиссией для отправки в различные регионы страны. Более 1100 работ были отправлены в 32 го­рода и населенных пункта, где от­крылись государственные свободные художественные мастерские. На их ос­нове предполагалось создать целую сеть музеев современного искусства, которые покажут новаторское искус­ство в провинции и воспитают ху­дожников, способных совершить куль­турную революцию. Разруха и тяготы послереволюционного времени не по­зволили реализовать этот утопиче­ский проект.

Важным, но малоизвестным его эпизодом оказалась судьба трёх вы­ставок, организованных районным отделом Главмузея города Советска в Вятской губернии (Кировской обла­сти). Две успешные выставки, про­ведённые в уездном Советске местными просветителями‑энтузиастами в 1920 году, вдохновили их на боль­шой проект. В октябре 1921 года в Со­ветске открылась Третья передвижная выставка. Она была крупной даже по столичным меркам. Работы привезли из Вятки, Москвы, Петрограда, Каза­ни — 322 произведения 55 художников, среди которых Кандинский, Родченко, Степанова, Удальцова. Для провин­ ции это был беспрецедентный мас­штаб. Выставка ошеломила публику своей новизной и необычностью. Мно­гие работы — особенно авангардные — посетители не поняли.

Картины должны были проехать по семи городам губернии — Советску, Яранску, Царево‑Санчурску, Малмыжу, Уржуму, Нолинску, Вятке. Через месяц после открытия шедевры по разби­тым дорогам на телегах привезли из Советска в Яранск, где из‑за проблем с финансированием и начала бездоро­жья они остались навсегда. Несколько раз их собирались вывезти в Вятку, но неудачно. Только в 1965 году 77 произ­ведений были переданы в Вятский ху­дожественный музей.

Объединённые усилия Президент­ского центра Б. Н. Ельцина и коман­ды «Энциклопедии русского авангар­да» позволили частично воссоздать эти выставки. Десятки работ ждали почти 100 лет, чтобы быть заново от­крытыми и рассказать зрителю свою историю и историю непростого, но важного времени, в которое они со­здавались. К сожалению, далеко не все работы дошли до наших дней, часть из них до сих пор ожидает реставра­ции и улучшения условий хранения.

На выставке впервые показан ряд работ, отреставрированных специ­ально для этого проекта. «Энцикло­педия русского авангарда» и Вятский художественный музей имени Вас­нецовых провели реставрацию в об­щей сложности десяти картин. В их числе «Лежащая женщина» Георгия Лазарева, «Площадь. Эскиз декора­ции к Хованщине» Фёдора Федоров­ского, «Эскиз декорации» Александра Родченко. На выставке также можно увидеть работы Василия Кандинского, Ильи Машкова, Любови Поповой, Вар­вары Степановой, Николая Фешина, Александры Экстер.



Отправить сообщение в редакцию