Самое интересное в мире музеев с 1931 года.

Я леплю тебя из глины...

Ольга Семерицкая

Приходя в музей, я всегда стараюсь увидеть за музейным предметом человека — другого, из другой культуры, из другого времени. Для меня
музей — это пространство диалога с предметом. Мне не интересна обезличенная эпоха, она пуста и безжизненна; мне интересен человек с его стремлениями, чаяниями, целями и ценностями. Я сравниваю его с собой, ищу общее и отличное, и в этом сравнении лучше понимаю себя, своё время, свою культуру. Музей (если это только не мемориальный музей) обезличивает предмет, лишает его этой по сути самой ценной персонифицированной составляющей, превращая его в иллюстрацию событий и явлений. Глядя на предмет в экспозиции, я часто мысленно задаю ему вопросы: кто его создал, зачем и для чего? Кто держал его в руках, для кого был предназначен? Нёс ли он радость своему обладателю или боль и несчастье? Долог ли был его настоящий жизненный путь?
Есть такие предметы, которые можно встретить практически в каждом музее, вне зависимости от профиля. Глиняная игрушка — завсегдатай музейных экспозиций. Маленькая, с детскую ладошку, незамысловатой формы, грубоватая по исполнению, с лаконичным орнаментом свистулька в виде птички, лошадки, медведя. В огромном количестве их лепили чаще всего детские и женские руки из остатков глины от «взрослого» горшечного производства.
Игрушка — грошовый товар — хорошо шла на ярмарках, куда приходили целыми семьями, и дети быстро расхватывали свистульки, пока взрослые
выбирали товар. Всё крестьянство, а значит вся Россия, вырастало на таких игрушках — простые и незатейливые, они давали простор бурной детской фантазии. Сегодня глиняная игрушка исчезла из повседневного обихода, современные дети играют в другие игрушки. На сохранившихся гончарных и игрушечных промыслах сегодня по‑прежнему лепят игрушки, но покупают их уже не дети, а туристы — на сувениры, коллекционеры и в редком случае специалисты музеев для пополнения своих коллекций. Изучая богатые музейные коллекции глиняных игрушек, искусствоведы назовут их
источником духовности, основой традиционной культуры, хранителями древних изобразительных типов и художественных принципов. Скромную
глиняную игрушку, сохранённую музеями, изучают сегодня и культурологи, антропологи, охотно вписывая её в широкий контекст и придавая ей большие смыслы. Таковы музейные метаморфозы: скромная детская забава превращается в наглядную иллюстрацию духовности и богатой образности народной культуры.
Но, увидев в музее глиняную свистульку, я прежде всего подумаю о тех детях, которые её лепили, которые в неё играли, которые любили её и
берегли.




Отправить сообщение в редакцию